Ирина Чеснова (chesnova) wrote,
Ирина Чеснова
chesnova

Categories:

Адаптация к школе глазами мамы

Начало своей школьной жизни я почти не помню. Помню багряные георгины на 1 сентября и дефицитный чешский ранец за спиной. Мама подводит меня к шеренге детишек с огромными букетами и говорит, указывая на пожилую женщину в очках: «Это твоя учительница».

Все остальное память почти стерла. Что я чувствовала, переступая порог школы, да и осознавала ли вообще, какая теперь предстоит жизнь – не помню. Зато ту самую учительницу, первую, которую мы так любили, запомнила на всю жизнь.

Полтора месяца назад моя дочь пошла в первый класс. И мне как-то странно думать, что она, как и я, четверть века спустя не будет помнить вот эти самые дни, которые мы с ней проживаем сейчас. Как собираем каждый вечер рюкзак, сверяясь с расписанием уроков. Как старательно выводим в прописях «ы» и «и». Неужели она забудет, как стояла 1 сентября на линейке? Как сидела на второй парте вместе с мальчиком Максимом? Как потеряла пакет со «сменкой», а потом – случайно – его нашла?

- Даша, ну что же ты такая растеряша? – спросила я, когда ребенок заявил о потере. И поперхнулась своими же словами. Что я говорю?! Передо мной шестилетняя девочка, маленький ребенок, который в гвалте и неразберихе школьной раздевалки должен снять и повесить на крючочек курточку, снять шапочку и шарфик, положить их в один пакетик, сапожки (чтобы не пачкать) – в другой пакетик, и желательно не в тот, где только что лежали туфельки (третий пакетик). И все это повесить на курточку. А шкафчиков, как в детском саду, нет. И родителей утром в школу не пускают – остается надеяться только на помощь учительницы, у которой еще двадцать таких же невыспавшихся растеряш...

- Даша, что тебе в школе сложно?
- В туалет ходить.
- Почему?
- Ну, не очень удобно. На весу же…
- А что трудно?
- По школе ходить. Там дети несутся, как паровозы, врезаться могут. Но ничего, мам, не волнуйся, передвигаться можно.
- И как же ты передвигаешься?
- По стеночке…


...Уже не помню, в каком классе моей языковой спецшколы на уроке французского мы проходили тему «Почему я выбрал эту школу». Конечно, там следовало говорить: «чтобы получить хорошее образование», «чтобы выучить французский язык», «чтобы изучить историю Франции и приобщиться к французской культуре». И мне уже тогда было странно: как это семилетний ребенок может сам выбрать себе школу, да еще так сознательно? За меня родители выбрали. Потому что она была ближе всех к дому…
Я выросла, и мне тоже предстояло выбрать для своего ребенка школу.

Этот выбор стал одним из самых мучительных решений за всю мою сознательную жизнь. Как любая мать, я хотела для своего ребенка самого лучшего. Самую лучшую школу. Самое лучшее образование. Самый лучший класс.
- Чего ты ждешь от школы? – спросила меня моя (еще моя!) классная руководительница, с которой мы до сих пор нежно дружим.
- Хочу, чтобы ребенку нравилось учиться. И чтобы все ей было интересно, хотелось думать, вникать, копать вглубь.
- Тогда выбирать надо не школу, а учителя! – эти слова стали для меня откровением.
Где ж его найти-то – учителя? Как узнать, как угадать?
Я металась. Все близлежащие образовательные учреждения района не вписывались в мои представления о самой_лучшей_школе. Поэтому я замахнулась на знаменитые «гремящие» школы Москвы. Сидела в Интернете и читала отзывы родителей. Прикидывала разные варианты: кто будет возить ребенка, кто забирать?..

Мои метания пресек муж. Он просто сказал:
- Самая лучшая школа – это та, что рядом с домом.
Точка. «Рядом с домом» была та самая французская спецшкола, в которой когда-то училась я, а потому прекрасно знала – изнутри – все ее достоинства и, увы, все недостатки.

«Ты пойми, - объясняла мне моя (опять моя!) школьная учительница французского языка, с которой мы тоже до сих пор нежно дружим. – Маленькому ребенку не нужны супер-пупер гимназии, где уравнения в три действия в третьем классе и все силы уходят на дорогу и домашние задания. Ребенку нужна школа, где к нему будут хорошо относиться и где у него будет время заняться тем, что ему интересно. Интересно, понимаешь? Вне уроков! Наша школа – именно такая».

Уговорили, идем в «мою» школу.
…Зимой на Дне открытых дверей выступавшая завуч начальных классов сказала родителям будущих первоклассников:
- Если вашим детишкам нет шести с половиной лет, не ведите их в школу. Пожалейте. Дети в первом классе очень устают.

И я по незнанию тогда подумала: это неподготовленные, наверное, устают. От чего там уставать-то? От трех уроков в день?
И только когда мой ребенок принес домой учебники для первого класса, когда я увидела, что им, шести-семилеткам, уже с первых уроков предстоит раскладывать слова на красно-белые квадратики и прямоугольники, я поняла, от чего.
С помощью «квадратиков» и «прямоугольников», разделенных чертой по диагонали, изучается структура слова: квадратик – это отдельный гласный или согласный звук. Прямоугольник, разделенный чертой по диагонали – «слияние», то есть согласный+гласный.

Что, закипели мозги? А детям не только понимать это надо, но и самим чертить подобные схемы.
- Зачем это нужно? – дружно спросили мы учительницу на родительском собрании.
- Это нужно будет потом, чтобы писать грамотно, без ошибок, - бесхитростно ответила та.

И тогда я сделала вывод: при поступлении в школу совсем не обязательно бегло читать и считать до ста. Но знать разделение букв на «красные» гласные и «синие» согласные – нужно! Еще важно понимать, что такое слоги и на сколько слогов делится то или иное слово. Тогда ребенку будет намного проще в первое время. Проще учиться! И пусть лучше свои силы и свою энергию он поначалу направит на установление контактов с новыми друзьями и учителем, а не на вникание в нюансы родного языка.

Я вижу, что учиться (пока) моему ребенку несложно. Сложно понять, почему одноклассник Сережа кричал на уроке: «не хочу читать стихотворение и не буду!» Сложно не обижаться на мальчика Дениса, который не может пройти мимо, не толкнув.
- Даша, да просто ты ему нравишься! – пытаюсь я как-то сгладить «конфликт» и перевести его в шутку.
- Ты думаешь?
- Уверена. Мальчишки, они такие, словами-то свои чувства выразить не могут. Но то, что он так сильно обращает на тебя внимание, говорит только об одном: он к тебе неравнодушен.
- Точно!

…На часах полдевятого вечера. Даша принеслась ко мне на кухню с криком:
- Мама, мы домашнее задание сделать забыли!
В принципе, домашних заданий, как и официальных оценок, в первом классе нет. Но есть такой термин: желательно выполнить. В прописях поработать. Выучить стишок. Пересказать сказку. Даша об этом обычно вспоминает в девять вечера.
Я не напоминаю сознательно: ведь с походом ребенка в школу все свои усилия я бросила на две самые важные, как мне кажется, вещи – эмоциональную поддержку дочери и воспитание в ней самостоятельности. «Домашнее задание – это твоя ответственность. Хочешь – делай, хочешь краснеть и оправдываться завтра в классе перед учительницей – не делай! Это твой выбор. Но я тебе всегда помогу». В нашем случае подход работает.

…Я сидела на первом – еще весеннем – родительском собрании и с грустью смотрела в окно. Я думала о том, как хорошо было в детском саду, ведь ребенок мог там находиться до семи вечера. А тут – в полдень уроки закончились (включая «динамическую паузу» на улице) и будьте любезны свое сокровище из школы забрать.
Вариант с «продленкой» я даже не рассматривала. Сама на ней не провела и дня, и у меня еще со школы сложилось впечатление (ошибочное, надо сказать), что «продленка» - для брошенных детей. До которых родителям нет никакого дела (потому что, если бы «дело было», они бы не позволили своим детям мариноваться в тесном классе до шести вечера).
- Те, кто будет оставлять детей на «продленке», - подлила масла в огонь учительница, - это, конечно, камикадзе…

И что? Теперь я считаю, что «продленка» - это просто спасение. До 12.00 – у первоклашек уроки. Потом, если остаешься на «продленку», сбор в классе, перекур, в 12.50 – обед (очень неплохой, кстати, платный обед), затем прогулка, кружки, потом мультики и занятия по интересам.
Как-то я зашла за дочерью в половине четвертого (до шести не оставляю – ей реально тяжело). Детишки сидели в классе, каждый был чем-то занят. Они вели себя очень спокойно, даже органично. Никто не бегал, не орал, все тихонечко сидели/стояли. Девочки играли в какую-то игру типа «дочки-матери», мальчики что-то вырезали. Идиллия.

И все-таки я вижу: детям, даже самым развитым и подготовленным, трудно. Сидеть сорок минут почти неподвижно на уроке, вслушиваться и вдумываться, выполнять задания (и выполнять их до конца), общаться. Потом снова общаться - уже на «продленке». Это невероятное напряжение. Выход – прогулки и занятия спортом пару раз в неделю. Чтобы мозги переключались, и выходила кипящая энергия.
Многие специалисты говорят о том, что нежелательно совмещать поход в первый класс и запись в кружки и секции. Мол, надо подождать, и так нагрузки на детский организм зашкаливают. Я считаю, что это предостережение не должно распространяться на занятия спортом. Спортивная секция (если без фанатизма) либо занятия танцами, плаванием жизненно необходимы. Это мое мнение.

В нашей школе есть бесплатные кружки – рисование, ритмика, спортивные бальные танцы, настольный теннис, кружок французской песни. Очень удобно. Педагоги с хорошим образованием, молодые. Приятно смотреть в их горящие глаза. Приятно, что именно у молодых есть желание работать с детьми.

Еще я поняла, что, действительно, нужно «выбирать не школу, а учителя». Очень, очень многое зависит от его чуткости, от того, насколько он способен понимать и чувствовать каждого конкретного малыша, воздействовать на него, убеждать и мотивировать. Талантливый педагог способен (ох как способен!) сгладить или минимизировать любой дискомфорт первых недель учебы. Своего учителя мы выбрали сами. Сознательно. И не пожалели.

За эти полтора месяца новой, бурной жизни мой ребенок совершенно переменился. Повзрослел за одну ночь. Адаптация, я чувствую, состоялась. Да, были свои нюансы и сложности, и утренние капризы были, и «мама, хочу обратно в детский сад!». Но все прошло, мы вырулили на нужную колею, втянулись, и пока «полет нормальный».

- Скажи, что тебе нравится в школе? – спросила я дочь.
- То, что нам рассказывают много интересного…
- А что тебе в школе не нравится?
- Перемены…
- Почему?
- Они слишком длинные! А я хочу побольше учиться!..

Как, ну как сделать так, чтобы это желание сохранилось в ее душе как можно дольше?
Tags: школа
Subscribe

  • О семье и книгах

    Наша постоянная рубрика ‪#‎дашажжот‬ ) Приходит Даша из школы: - Привет, мам! А что у нас сегодня на обед? - Я книгу дописываю, поэтому - что…

  • Семейное

    Даша: - Мааам! Я хочу на концерт одной американской рок-группы пойти, можно? - Что за группа? - Imagine Dragons, ну, у них концерт в Олимпийском в…

  • Summer time

    - Знаешь, что я ценю в тебе больше всего? - вдруг спросил Дима. Мои уши развернулись, как у слона. - Что? - То, что ты всегда отвечаешь на мои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • О семье и книгах

    Наша постоянная рубрика ‪#‎дашажжот‬ ) Приходит Даша из школы: - Привет, мам! А что у нас сегодня на обед? - Я книгу дописываю, поэтому - что…

  • Семейное

    Даша: - Мааам! Я хочу на концерт одной американской рок-группы пойти, можно? - Что за группа? - Imagine Dragons, ну, у них концерт в Олимпийском в…

  • Summer time

    - Знаешь, что я ценю в тебе больше всего? - вдруг спросил Дима. Мои уши развернулись, как у слона. - Что? - То, что ты всегда отвечаешь на мои…