?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало своей школьной жизни я почти не помню. Помню багряные георгины на 1 сентября и дефицитный чешский ранец за спиной. Мама подводит меня к шеренге детишек с огромными букетами и говорит, указывая на пожилую женщину в очках: «Это твоя учительница».

Все остальное память почти стерла. Что я чувствовала, переступая порог школы, да и осознавала ли вообще, какая теперь предстоит жизнь – не помню. Зато ту самую учительницу, первую, которую мы так любили, запомнила на всю жизнь.

Полтора месяца назад моя дочь пошла в первый класс. И мне как-то странно думать, что она, как и я, четверть века спустя не будет помнить вот эти самые дни, которые мы с ней проживаем сейчас. Как собираем каждый вечер рюкзак, сверяясь с расписанием уроков. Как старательно выводим в прописях «ы» и «и». Неужели она забудет, как стояла 1 сентября на линейке? Как сидела на второй парте вместе с мальчиком Максимом? Как потеряла пакет со «сменкой», а потом – случайно – его нашла?

- Даша, ну что же ты такая растеряша? – спросила я, когда ребенок заявил о потере. И поперхнулась своими же словами. Что я говорю?! Передо мной шестилетняя девочка, маленький ребенок, который в гвалте и неразберихе школьной раздевалки должен снять и повесить на крючочек курточку, снять шапочку и шарфик, положить их в один пакетик, сапожки (чтобы не пачкать) – в другой пакетик, и желательно не в тот, где только что лежали туфельки (третий пакетик). И все это повесить на курточку. А шкафчиков, как в детском саду, нет. И родителей утром в школу не пускают – остается надеяться только на помощь учительницы, у которой еще двадцать таких же невыспавшихся растеряш...

- Даша, что тебе в школе сложно?
- В туалет ходить.
- Почему?
- Ну, не очень удобно. На весу же…
- А что трудно?
- По школе ходить. Там дети несутся, как паровозы, врезаться могут. Но ничего, мам, не волнуйся, передвигаться можно.
- И как же ты передвигаешься?
- По стеночке…


...Уже не помню, в каком классе моей языковой спецшколы на уроке французского мы проходили тему «Почему я выбрал эту школу». Конечно, там следовало говорить: «чтобы получить хорошее образование», «чтобы выучить французский язык», «чтобы изучить историю Франции и приобщиться к французской культуре». И мне уже тогда было странно: как это семилетний ребенок может сам выбрать себе школу, да еще так сознательно? За меня родители выбрали. Потому что она была ближе всех к дому…
Я выросла, и мне тоже предстояло выбрать для своего ребенка школу.

Этот выбор стал одним из самых мучительных решений за всю мою сознательную жизнь. Как любая мать, я хотела для своего ребенка самого лучшего. Самую лучшую школу. Самое лучшее образование. Самый лучший класс.
- Чего ты ждешь от школы? – спросила меня моя (еще моя!) классная руководительница, с которой мы до сих пор нежно дружим.
- Хочу, чтобы ребенку нравилось учиться. И чтобы все ей было интересно, хотелось думать, вникать, копать вглубь.
- Тогда выбирать надо не школу, а учителя! – эти слова стали для меня откровением.
Где ж его найти-то – учителя? Как узнать, как угадать?
Я металась. Все близлежащие образовательные учреждения района не вписывались в мои представления о самой_лучшей_школе. Поэтому я замахнулась на знаменитые «гремящие» школы Москвы. Сидела в Интернете и читала отзывы родителей. Прикидывала разные варианты: кто будет возить ребенка, кто забирать?..

Мои метания пресек муж. Он просто сказал:
- Самая лучшая школа – это та, что рядом с домом.
Точка. «Рядом с домом» была та самая французская спецшкола, в которой когда-то училась я, а потому прекрасно знала – изнутри – все ее достоинства и, увы, все недостатки.

«Ты пойми, - объясняла мне моя (опять моя!) школьная учительница французского языка, с которой мы тоже до сих пор нежно дружим. – Маленькому ребенку не нужны супер-пупер гимназии, где уравнения в три действия в третьем классе и все силы уходят на дорогу и домашние задания. Ребенку нужна школа, где к нему будут хорошо относиться и где у него будет время заняться тем, что ему интересно. Интересно, понимаешь? Вне уроков! Наша школа – именно такая».

Уговорили, идем в «мою» школу.
…Зимой на Дне открытых дверей выступавшая завуч начальных классов сказала родителям будущих первоклассников:
- Если вашим детишкам нет шести с половиной лет, не ведите их в школу. Пожалейте. Дети в первом классе очень устают.

И я по незнанию тогда подумала: это неподготовленные, наверное, устают. От чего там уставать-то? От трех уроков в день?
И только когда мой ребенок принес домой учебники для первого класса, когда я увидела, что им, шести-семилеткам, уже с первых уроков предстоит раскладывать слова на красно-белые квадратики и прямоугольники, я поняла, от чего.
С помощью «квадратиков» и «прямоугольников», разделенных чертой по диагонали, изучается структура слова: квадратик – это отдельный гласный или согласный звук. Прямоугольник, разделенный чертой по диагонали – «слияние», то есть согласный+гласный.

Что, закипели мозги? А детям не только понимать это надо, но и самим чертить подобные схемы.
- Зачем это нужно? – дружно спросили мы учительницу на родительском собрании.
- Это нужно будет потом, чтобы писать грамотно, без ошибок, - бесхитростно ответила та.

И тогда я сделала вывод: при поступлении в школу совсем не обязательно бегло читать и считать до ста. Но знать разделение букв на «красные» гласные и «синие» согласные – нужно! Еще важно понимать, что такое слоги и на сколько слогов делится то или иное слово. Тогда ребенку будет намного проще в первое время. Проще учиться! И пусть лучше свои силы и свою энергию он поначалу направит на установление контактов с новыми друзьями и учителем, а не на вникание в нюансы родного языка.

Я вижу, что учиться (пока) моему ребенку несложно. Сложно понять, почему одноклассник Сережа кричал на уроке: «не хочу читать стихотворение и не буду!» Сложно не обижаться на мальчика Дениса, который не может пройти мимо, не толкнув.
- Даша, да просто ты ему нравишься! – пытаюсь я как-то сгладить «конфликт» и перевести его в шутку.
- Ты думаешь?
- Уверена. Мальчишки, они такие, словами-то свои чувства выразить не могут. Но то, что он так сильно обращает на тебя внимание, говорит только об одном: он к тебе неравнодушен.
- Точно!

…На часах полдевятого вечера. Даша принеслась ко мне на кухню с криком:
- Мама, мы домашнее задание сделать забыли!
В принципе, домашних заданий, как и официальных оценок, в первом классе нет. Но есть такой термин: желательно выполнить. В прописях поработать. Выучить стишок. Пересказать сказку. Даша об этом обычно вспоминает в девять вечера.
Я не напоминаю сознательно: ведь с походом ребенка в школу все свои усилия я бросила на две самые важные, как мне кажется, вещи – эмоциональную поддержку дочери и воспитание в ней самостоятельности. «Домашнее задание – это твоя ответственность. Хочешь – делай, хочешь краснеть и оправдываться завтра в классе перед учительницей – не делай! Это твой выбор. Но я тебе всегда помогу». В нашем случае подход работает.

…Я сидела на первом – еще весеннем – родительском собрании и с грустью смотрела в окно. Я думала о том, как хорошо было в детском саду, ведь ребенок мог там находиться до семи вечера. А тут – в полдень уроки закончились (включая «динамическую паузу» на улице) и будьте любезны свое сокровище из школы забрать.
Вариант с «продленкой» я даже не рассматривала. Сама на ней не провела и дня, и у меня еще со школы сложилось впечатление (ошибочное, надо сказать), что «продленка» - для брошенных детей. До которых родителям нет никакого дела (потому что, если бы «дело было», они бы не позволили своим детям мариноваться в тесном классе до шести вечера).
- Те, кто будет оставлять детей на «продленке», - подлила масла в огонь учительница, - это, конечно, камикадзе…

И что? Теперь я считаю, что «продленка» - это просто спасение. До 12.00 – у первоклашек уроки. Потом, если остаешься на «продленку», сбор в классе, перекур, в 12.50 – обед (очень неплохой, кстати, платный обед), затем прогулка, кружки, потом мультики и занятия по интересам.
Как-то я зашла за дочерью в половине четвертого (до шести не оставляю – ей реально тяжело). Детишки сидели в классе, каждый был чем-то занят. Они вели себя очень спокойно, даже органично. Никто не бегал, не орал, все тихонечко сидели/стояли. Девочки играли в какую-то игру типа «дочки-матери», мальчики что-то вырезали. Идиллия.

И все-таки я вижу: детям, даже самым развитым и подготовленным, трудно. Сидеть сорок минут почти неподвижно на уроке, вслушиваться и вдумываться, выполнять задания (и выполнять их до конца), общаться. Потом снова общаться - уже на «продленке». Это невероятное напряжение. Выход – прогулки и занятия спортом пару раз в неделю. Чтобы мозги переключались, и выходила кипящая энергия.
Многие специалисты говорят о том, что нежелательно совмещать поход в первый класс и запись в кружки и секции. Мол, надо подождать, и так нагрузки на детский организм зашкаливают. Я считаю, что это предостережение не должно распространяться на занятия спортом. Спортивная секция (если без фанатизма) либо занятия танцами, плаванием жизненно необходимы. Это мое мнение.

В нашей школе есть бесплатные кружки – рисование, ритмика, спортивные бальные танцы, настольный теннис, кружок французской песни. Очень удобно. Педагоги с хорошим образованием, молодые. Приятно смотреть в их горящие глаза. Приятно, что именно у молодых есть желание работать с детьми.

Еще я поняла, что, действительно, нужно «выбирать не школу, а учителя». Очень, очень многое зависит от его чуткости, от того, насколько он способен понимать и чувствовать каждого конкретного малыша, воздействовать на него, убеждать и мотивировать. Талантливый педагог способен (ох как способен!) сгладить или минимизировать любой дискомфорт первых недель учебы. Своего учителя мы выбрали сами. Сознательно. И не пожалели.

За эти полтора месяца новой, бурной жизни мой ребенок совершенно переменился. Повзрослел за одну ночь. Адаптация, я чувствую, состоялась. Да, были свои нюансы и сложности, и утренние капризы были, и «мама, хочу обратно в детский сад!». Но все прошло, мы вырулили на нужную колею, втянулись, и пока «полет нормальный».

- Скажи, что тебе нравится в школе? – спросила я дочь.
- То, что нам рассказывают много интересного…
- А что тебе в школе не нравится?
- Перемены…
- Почему?
- Они слишком длинные! А я хочу побольше учиться!..

Как, ну как сделать так, чтобы это желание сохранилось в ее душе как можно дольше?

Tags:

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
neko_nia
Oct. 11th, 2009 09:35 pm (UTC)
Какой пост хороший) Добавить нечего увы, мои еще маленькие, до школы далеко.
Поздравляю вас! Успехов и сил!)
chesnova
Oct. 11th, 2009 09:49 pm (UTC)
Спасибо! Вам все это еще предстоит :) Растите здоровенькими, это главное.
selentina
Oct. 12th, 2009 08:32 am (UTC)
Ой, еще и школа впереди *бъется головой о стену*. Мы только с садиком разрулили.
chesnova
Oct. 12th, 2009 01:25 pm (UTC)
Ничего-ничего, там не все так страшно :)
Кстати, как садик?
selentina
Oct. 13th, 2009 04:03 pm (UTC)
Более менее. Воспители хорошие и Темка с ними неплохо очень ладит. Но все равно чуть-чуть хнычет с утра, когда его муж туда отводит. До отпуска шел с радостью, а тут за месяц все-все забыл и радость тоже. Но я надеюсь, что это временно.
chesnova
Oct. 13th, 2009 09:04 pm (UTC)
У нас с утра в садике такой вой стоит, ууууу :).
Один наш Гриша весел и бодр. Ничего-ничего, скоро Темка втянется.
goreslavskaya
Oct. 12th, 2009 08:39 pm (UTC)
Как здорово ты все описала! У нас все то же самое. Проблемы больше психологические, чем организационные: сегодня дружим с одним, завтра - с другим) С домашним заданием то же самое - хочу, чтобы она поняла, что это ее ответственность. Но, вообще, я в некоторых ситуациях теряюсь - не знаю, как лучше себя вести. А кто у тебя забирает из школы?
chesnova
Oct. 12th, 2009 09:22 pm (UTC)
Обычно мама забирает, я - редко :). Отлыниваю. А у вас?
goreslavskaya
Oct. 13th, 2009 12:35 pm (UTC)
А у нас папа мой)
(Anonymous)
Oct. 14th, 2009 05:22 pm (UTC)
Спасибо большое за пост,так чудесно и душевно описано,у нас впереди пока только садик,но боюсь время пролетит очень быстро,поэтому задумываюсь уже сейчас.Еще раз спасибо!
chesnova
Oct. 14th, 2009 06:51 pm (UTC)
Вам спасибо.
Заходите еще :)
olya_lya78
Oct. 15th, 2009 06:15 pm (UTC)
А я и сейчас уверена, что продлёнка - это для "брошенных детей". Должны, мне кажется, быть чрезвычайные семейные обстоятельства, чтобы бедный первоклашка весь день в школе просидел.
chesnova
Oct. 15th, 2009 08:00 pm (UTC)
Ну, ты знаешь, на самом деле на целый день почти никого не оставляют (у нас так по крайней мере). Забирают где-то в три-четыре, когда заканчиваются кружки.
olya_lya78
Oct. 16th, 2009 07:23 am (UTC)
Так ведь с 9 до 16 и получается полноценный рабочий день - 8 часов. Не нравится мне, когда у детей с 7 лет уже рабочая неделя во вполне взрослом смысле этого слова. Всё же маленькому ребёнку надо иметь возможность отдохнуть от коллектива, полежать на диване, да и просто комфортно в туалет сходить.
Я прекрасно понимаю, что иногда просто нет возможности кому-то из родных сидеть целыми днями дома. Но это вовсе не плюс, а вынужденная необходимость. Да и сама ты пишешь, что на продлёнке тебя не оставляли - и, наверное, только благодарна за это родственникам))))
А ещё хочу сказать, что как раз в этом году подыскиваю школу для Кирюхи и с пристрастием опросила всех знакомых мам во всех концах Москвы: оказывается, почти нет теперь школ, где на продлёнке делают домашние задания. Все жалуются, что бедного ребёнка приходится сажать за уроки уже вечером, когда у него сил нет абсолютно. А во втором-третьем классе нагрузочка ого-го... У меня уже 3 знакомые бабушки оставили работу, после первого года продлёнки.
chesnova
Oct. 16th, 2009 09:28 am (UTC)
Оль, извини я не вполне с тобой соглашусь. Кирюша ходит в детский сад, но разве он не остается там на целый день (или хотя бы до 4 часов?)? Разве у него есть возможность отдохнуть от коллектива и одному полежать на диване?
Пришедшему из школы первокласснику дома будет скучно (ну, погулять, ну поиграть, а до вечера-то далеко), все равно хотя бы спорт нужен. И тут встает дилемма: либо на спорт его таскать куда-то еще (а это: погуляли после школы, пришли домой, пообедали, передохнули и поскакали дальше), либо на этот спорт его в самой школе определить. Тут уж каждый выбирает сам - что ему удобно.
А насчет делают на продленке домашние задания или не делают - так это от школы зависит.
(Anonymous)
Oct. 17th, 2009 03:30 am (UTC)
School days
Hi my dear Irachka!

I found your blog very interesting although I must respectfully disagree about one point. Obviously, I can only speak about my experiences here in Canada but I must say that finding a good teacher goes hand in hand with a good school. In Vancouver, private school teachers are paid much more than public school teachers, also they have many resources at their disposal, they believe in the whole mind/body experience. What I mean by that is if your a child's body is not engaged, then how can their mind be engaged and develope? The philosophy is that good teachers battle for a possition at private schools because they are good schools with lots of options for both kids and teachers. My point being, there is no such thing as a bad teacher in a good school because the parents would have him/her thrown out and there is 100 eager teachers waiting to replace him. I loved reading your thoughts on the matter and miss you deeply.
chesnova
Oct. 18th, 2009 04:01 pm (UTC)
Re: School days
My dear Lubochka!
Thank you for visiting my blog :)
Yes, you are quite right but all that you wrote is valid only for Canada, I think.

A good school in Russia is a very subjective concept (Seva саn confirm my words). Our "good schools" also have many resources. But the reality is that in "a good school" you can meet a teacher who is very good as a teacher but not very kind as a human.
That is my point.

Kisses. I miss you too.
catherine__
Apr. 13th, 2011 03:24 pm (UTC)
а как вы выбирали учителя?)
chesnova
Apr. 14th, 2011 11:08 am (UTC)
Мы пошли к тому учителю, которого мы знали лично.
livejournal
Sep. 7th, 2012 06:05 am (UTC)
Адаптация к школе
Пользователь matrena_live сослался на вашу запись в «Адаптация к школе» в контексте: [...] Оригинал взят у в Адаптация к школе [...]
livejournal
Sep. 7th, 2012 06:14 am (UTC)
Что должен знать и уметь будущий первоклашка?
Пользователь matrena_live сослался на вашу запись в «Что должен знать и уметь будущий первоклашка?» в контексте: [...] как выбрать школу, я, кажется, уже писала - вот здесь http://chesnova.livejournal.com/29764.html [...]
zazazu011
Nov. 16th, 2012 01:11 pm (UTC)
Ирина,очень интересно)! Особенно, учитывая, что переживаю сейчас тоже самое. Мой сын тоже первоклассник. Как же я Вас понимаю! Но вот только по спорту не соглашусь и не очень поняла Ваш тезис о том, что спорт только без фанатизма уместен. У нас фактически 2 школы - общеобразовательная и хоккейная. Причеи хоккейная - именно школа, не секция и не кружок. Занятия - 6-7 раз в неделю. Мы живем так уже три года. И да, очень тяжело. Всем. Но только не сыну. Ему классно)
chesnova
Nov. 18th, 2012 05:30 pm (UTC)
О, знаю, знаю, что такое хоккейная школа: у Даши одноклассник в такой учится :). Если Вы считаете, что Ваш выбор - правильный, а тем более (!) сыну классно, никакие чужие мнения можно не слушать. Это всего лишь мнения :)
zazazu011
Nov. 18th, 2012 07:26 pm (UTC)
уфф:))
livejournal
Aug. 25th, 2013 05:22 pm (UTC)
интересно...
Пользователь stasea сослался на вашу запись в записи «интересно...» в контексте: [...] Адаптация к школе [...]
dreamysh
Sep. 12th, 2013 05:03 pm (UTC)
Ирина, а как объяснить внезапный период небывалой нежности со стороны мальчика-второклассника? Школа нравится, ходить туда нравится, но по утрам плачет, говорит, хочет остаться с мамой. И постоянно просится посидеть на коленях, обнимает и целует. Может и внезапно на улице. Говорит: мне очень надо обняться!!!!!!! В семье все в порядке, любовь и взаимопонимание, в том числе и с ребенком.
chesnova
Sep. 16th, 2013 05:01 pm (UTC)
Вот здесь я не совсем поняла: "ходить туда нравится, но по утрам плачет, говорит, хочет остаться с мамой". Если плачет, значит, не очень нравится?
Период небывалой нежности может говорить о том, что ребенку не хватает чувства безопасности, он пытается его дополучить через телесный контакт. Это может быть связано как со школой, так и с ситуацией в семье.
( 27 comments — Leave a comment )