?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как раскрыть себя?

Часто задают такие вопросы: «как понять свой потенциал, свои сильные стороны, на что я вообще способен в жизни?», «как найти себя и дело, которое по-настоящему увлечет?».

Найти себя, свое призвание, свое ДЕЛО невозможно, ничего не делая. Это получится только тогда, когда будет нестрашно вступать в большой мир и взаимодействовать с ним. Поэтому: надо искать, экспериментировать, пробовать себя в разных областях, прислушиваться к себе, мое - не мое. И не успокаиваться, пока не срезонирует - мое! Возможно, придется перебрать много всего, пока не встретится нечто, от чего реально горят глаза.

Увидеть свой потенциал, свои сильные стороны можно лишь в той деятельности, которая интересна и приносит удовольствие. Чтобы понять, что это за деятельность, надо закрыть глаза и спросить себя:

• чего я хочу? какие у меня потребности?
• что мне нравится делать? что я люблю? в чем моя страсть? что вызывает во мне живой эмоциональный отклик?
• что у меня лучше всего получается?

Однако понять, чего же ты хочешь на самом деле, все же не так просто. Для этого мало задать себе вопрос "чего я хочу?" (а вдруг ответ на него "лежать на диване и ничего не делать"?). Здесь нужно работать с жизненными целями, с вопросом «что для меня дорого и важно?», «что для меня ценно?».

Задайте себе эти вопросы – «к чему я хочу прийти – через год, через пять, через десять лет? кем и каким быть? чем располагать? что иметь?»

Когда понимаешь, что хочешь получить от жизни, то и путь к этому видится четким и ясным. Тогда и действия в этом направлении начинают приносить удовлетворение. А почувствовав свою компетентность, человек и всего себя начинает воспринимать иначе. Он лучше понимает свои сильные и слабые стороны, свой потенциал и так далее.

Более того, нельзя забывать, что мы раскрываем себя не только в профессиональной области. Люди реализуются и в человеческих отношениях тоже. Да и во всем, что они делают. Можно каждый день, например, совершенствовать свой кулинарный талант и чувствовать себя вполне самореализующейся личностью. Так что не важно, чем занят человек, важно то, как он это оценивает. Поэтому каждый сам определяет, что для него ценно, а что не очень, в чем, в какой деятельности есть смысл, а в какой - нет. И что он хочет оставить после себя.

В книге Барбары Шер и Энни Готтлиб «Мечтать не вредно» приводится несколько интересных упражнений, помогающих найти себя в жизни. Я предлагаю вам выделить время и выполнить их, а затем – если хотите – поделитесь результатами в комментах.

1. Просторы детских воспоминаний. Что в детстве вас особенно привлекало и очаровывало? Какое из чувств – зрение, осязание, обоняние – помогало ярче всего воспринимать жизнь? Что вы любили делать, о чем мечтали? … На какие таланты и способности указывают эти детские увлечения и мечты? … Что вы ответили? Что ваш ответ говорит о ваших желаниях и о том, что у вас хорошо бы получалось?

2. Двадцать любимых занятий. Двадцать??? Да. Вам надо вспомнить двадцать любимых занятий. В любом порядке, не пытайтесь упорядочить их – что вам нравится больше, что меньше … Когда закончите, поищите закономерности. Что вы узнали о себе, о своей нынешней жизни, о том, какой жизнью вы хотели бы жить?

3. Ваше идеальное окружение. Ответьте на вопрос - в каком воображаемом окружении вы могли бы максимально проявить себя? … Попробуйте приспособить этот мир к своим потребностям. … Представьте мир, так хорошо подогнанный под ваши мерки, что вы можете реализоваться самым лучшим образом, ничего в себе не меняя. … Сотворите окружение, подходящее именно вам и поддерживающее вас – вас как вы есть. … Кто эти люди, которых вы хотите видеть рядом с собой? С этим связано, сколько уединения и сколько общения вам нужно, какая вам нужна помощь, какую реакцию вы хотели бы получать в ответ на ваши идеи? Какие ваши положительные качества проявились бы в таком окружении? Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя? Это упражнение показывает, что вам необходимо для реализации вашего потенциала.

4. Ваш идеальный день. Предположим, вы живете в реальной версии своей идеальной окружающей среды и все ваши лучшие качества полностью раскрылись. Какими занятиями и людьми заполните свой день? … Совершите неторопливую прогулку по идеальному дню вашей обычной жизни. Это должен быть не день отпуска, не день с вынужденными занятиями, а такая повседневность, какой вы хотели бы ее видеть. Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях, от утреннего пробуждения до отхода ко сну вечером. Что вы делаете в первую очередь, проснувшись? Что едите на завтрак? … Неспешно проживая воображаемый день, держите в уме три существенные категории: что, где, с кем? Что вы делаете? Какой работой заняты? … Где? В каком месте, пространстве, обстановке? … С кем вы работаете, едите, смеетесь, разговариваете, спите? … Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и умения, о которых только мечтали.

5. Пять жизней. Представьте, что у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней? Допустим, одну жизнь вы посвятите помощи другим людям, вторую — путешествиям, третью — тому, чтобы завести большую семью с кучей детей, в четвёртой станете поваром, а в пятой — звездой шоу-бизнеса. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою реальную жизнь.

Прислушайтесь к себе. Найдите то, что любите. И начните двигаться к жизни своей мечты.

Пост в тему: "Самый важный вопрос в жизни" http://chesnova.livejournal.com/103666.html

Упражнение "Колесо жизни" http://chesnova.livejournal.com/69846.html

Ирина Чеснова, психолог,
автор книг для детей и родителей
www.irina-chesnova.ru




Flag Counter

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
juliana
Jan. 13th, 2017 03:17 pm (UTC)
Спасибо, интересный материал!
А вот мне интересно - кто-то еще в школе определяется с профессией, а кто-то учится в институте и не понимает, чем будет заниматься дальше. От чего это зависит?
Наблюдаю сейчас несколько студенток. Одна с детства ходит в кружки дизайна, успешно учится на модельера, хватается за любую работу по специальности для практики. Другая в школе была увлечена биологией, собиралась поступать на биологический факультет и заниматься научной деятельностью, но на этот факультет не прошла, поступила на ветеринара - и увлеченно учится, уже пошла работать в ветклинику и все понимает о том, как дальше строить жизнь и карьеру. За этих девочек можно только порадоваться - они знают свое призвание.
А третья девочка вроде как ничем особо не интересуется. В школе занималась волейболом, ЕГЭ выбрала не исходя из профессии, которую хочет получить, а из того, что легче сдать. А уже исходя из ЕГЭ, поступила на информатику. Учится без особого интереса, продолжает заниматься волейболом в институте. Но чем будет заниматься после института - понятия не имеет, хотя уже 3 курс. Вы пишете, что нужно пробовать разное, чтобы понять, что из этого твое. А она ничего не пробует. Давала ей книгу Барбары Шер, на которую вы ссылаетесь - уже год прошел, так и не прочитала. Я так понимаю, что со стороны советовать бесполезно, человек должен сам захотеть найти свой путь?
samvatsara
Jan. 14th, 2017 06:30 am (UTC)
Хоть вопрос и не ко мне, но позвольте прокомментировать - а кто сказал, что третья девочка должна обязательно реализоваться в социуме? Может быть, её интересует только семья или религия. Стать хорошей женой и матерью, домохозяйкой или истинно верующим человеком - тоже развитие, и ещё какое!
juliana
Jan. 14th, 2017 05:59 pm (UTC)
Если бы ее это интересовало, наверное, она бы уже как-то проявила свой интерес, не так ли? Религия точно мимо, а семейные связи она ценит, к родным привязана, но о замужестве пока не задумывается, говорит, что ей это не нужно.
samvatsara
Jan. 14th, 2017 06:36 pm (UTC)
Значит, человек не хочет, чтобы ему "помогали."
chesnova
Jan. 19th, 2017 12:53 pm (UTC)
От человека зависит, от определенных психических свойств, от мотивации.
Например, мотивация достижения – это когда мне надо, я хочу, поэтому иду и делаю.
Мотивация избегания неудач – это когда я боюсь, что не получится, что я не справлюсь, а потому отказываюсь от любых действий, успех которых неочевиден.
Сложно сказать, почему третья девочка именно такая. Может, это ее особенности, может, у нее не налажен контакт со своими желаниями, может, состояние субдепрессивное. В любом случае, это её жизнь, и ей её жить )
juliana
Jan. 19th, 2017 08:21 pm (UTC)
Субдепрессивное состояние - звучит как диагноз!
А мотивация избегания неудач очень напоминает перфекционизм. Или это разное?
chesnova
Jan. 27th, 2017 12:14 pm (UTC)
Нет, это разное
samvatsara
Jan. 14th, 2017 06:31 am (UTC)
Ирина, благодарю за ценную информацию!
chesnova
Jan. 19th, 2017 12:46 pm (UTC)
На здоровье!
kybaman
Jan. 15th, 2017 08:32 am (UTC)
Раскрываю форум.... А он не раскрывается!
luganskiy_lgua
Jan. 15th, 2017 08:48 am (UTC)
Надо писать провокационные посты))
Хорошими делами Прославиться нельзя ))

yurisbogdan
Jan. 15th, 2017 10:02 am (UTC)
Бог сказал-Я создал людей и джинов только для того,чтобы они мне поклонялись.
sasha_severny
Jan. 18th, 2017 01:12 am (UTC)
Медитировать надо. Представь в уме точку Конца Вечности. Это последняя секунда самого далекого Будущего, которое происходит как бы сейчас. И тогда увидишь суету сует и поймешь, что дом твой не от мира сего.
( 13 comments — Leave a comment )