Ирина Чеснова (chesnova) wrote,
Ирина Чеснова
chesnova

Categories:

Подростки

Дочкин подростковый возраст (ей 13) накрывает нас постепенно - очень постепенно.
Я много что знаю про него в теории (+ собственный опыт тоже помню, конечно), но вот посмотрим, каково это будет на практике из роли родителя.
Подростки.jpg
Краткая характеристика возраста:
ребенок отходит, закрывается от родителей, становится "непрозрачным". Ему нужно увеличить дистанцию с близкими взрослыми, чтобы стать как можно более недосягаемым для их "вторжений" и найти свое уникальное, неповторимое «Я» – во внешнем и во внутреннем мире, выстроить свою идентичность, найти, опираясь на собственные ошибки и решения, своё личное жизненное пространство и ответы на вопросы "кто я?", "какой я?", "каким мне быть?", "каково моё место в этом мире?".

В дошкольном детстве и в начальной школе у ребенка складывается определенная картина мира. Как правило, она опирается на родительские взгляды, ценности и готовые формулы. И до поры, до времени ребенок считает эту картину единственной. А в подростковом возрасте (вдруг) выясняется, что мир вокруг – разнолик и многообразен. И у других людей, оказывается, свои системы координат. Их много! И они такие разные!

Ведущая деятельность «переходного возраста» - интимно-личное общение со сверстниками.Теперь они – главный авторитет для подростка, через взаимодействие с ними он лучше понимает себя, свои чувства, свое место в мире. Родительские ценности, увы, рушатся. Подросток начинает копаться в плюрализме мнений, взглядов и путей развития, искать и собирать по кусочкам свою систему координат. А вместе с ней веру в себя и свои таланты.

Общие рекомендации родителям:
спокойствие, только спокойствие. И терпение.

- Очень важно сохранять контакт, оставаясь тем самым взрослым, который любит "несмотря ни на что", показывать искреннюю заинтересованность, но не навязывать своё "правильно".

- Грубости и хамство спокойно, но решительно пресекать ("разговор в таком тоне со мной недопустим!").

- Вести себя уважительно, но твёрдо (и оставаться той незыблемой опорой, в которой подросток, несмотря на бунт и сопротивление, все ещё нуждается), видеть в нем того, кем он и является - ищущего себя, взрослеющего и отдельного человека.

- Можно делиться своим опытом, своими эмоциями, спрашивать мнение и просить совета. А иногда и просто вместе помолчать.

У меня уже есть собственные наблюдения-выводы-решения, которые (в нашем случае) работают успешно. Рассказываю.

1.
- Ну ты же сидишь дома и ничего не делаешь! - в сердцах бросила Даша. - Подумаешь, книжки пишешь. Пффф, это каждый может!

Как там говорилось выше? )) Родительский авторитет рушится. Подросток проверяет родительскую устойчивость, его приверженность собственной системе ценностей, ищет, целится в "слабые места", пытается подтвердить собственную эмоциональную независимость и через провокации ищет подтверждение своему Я.

- Ты можешь думать, как хочешь, - сказала я. - Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, это реально круто и классно, это многим людям приносит пользу. И я желаю тебе тоже найти своё дело, которое будет тебе приносить не меньшее удовольствие и удовлетворение.

О чем это послание? О том, что ты имеешь право на своё мнение, но оно не порушит мою уверенность в себе и не поставит под сомнение значимость для меня того, чем я занимаюсь. Я выбрала свой путь и следую ему, а ты выбирай свой.
Для подростка это также хороший пример того, как не разрушаться от незаслуженной, неконструктивной критики и твёрдо стоять на том, что для тебя важно.

2.
- Даша, ты помнишь правила безопасности на дороге?
- Да, мам: дорогу надо видеть, дорогу надо слышать, дорогой надо жить! И хватит мня контролировать! Я все могу сама и разберусь.
- Да, дочь моя, ты все можешь, ты взрослая. Только давай договоримся: я признаю твою взрослость и твою самостоятельность, а ты признаёшь моё право на родительскую тревожность. Это справедливо, и это по-взрослому.

О чем это послание, понятно, я думаю: хочешь быть взрослой, соблюдай правила взрослого мира о равноправии и уважении. Ищи себя, проверяй свои силы, ради Бога, но не отнимай у меня право беспокоиться о тебе и быть обычной, преданной, неидеальной мамой.

Для меня немного удивительно, что это - работает, что ребёнок - слышит. Прямо видно, как бегают нейроны в её мозгу, она что-то прикидывает, анализирует, делает выводы. Проникается. Потом улыбается и шутит.
Взрослеет )

Ирина Чеснова, психолог,
автор книг для детей и родителей
www.irina-chesnova.ru




Flag Counter
Tags: легко ли быть мамой?, психология, растем!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments